Плетение из лыка. Когда появились лапти

Крестьянское население на Руси всегда было очень бедным, а жителям деревни приходилось выкручиваться в сложных ситуациях любыми способами. Поэтому вплоть до начала ХХ века самым популярным здесь оставались лапти. Это даже привело к тому, что Россию стали называть «лапотной». Такое прозвище оттеняло бедность и отсталость простого народа государства.

Значение слова "лапти"

Они всегда были обувью самого бедного населения, в том числе крестьянства, поэтому неудивительно, что лапти стали неким символом, который часто упоминался в фольклоре, в различных сказках и пословицах. Эту обувь носили практически все жители страны, независимо от возраста и пола, кроме и казачества.

Сложно объяснить, что такое лапти, не упомянув о материале, из которого они сделаны. Чаще всего их изготавливали из лыка и мочала, взятых с таких деревьев, как липа, ива, береза или вяз. Иногда использовали даже солому или конский волос, поскольку это весьма практичный, доступный и послушный материал, и из него можно сделать обувь различных форм и размеров, которая подойдет как для взрослых, так и для детей.

Из чего делали лапти

Из-за того, что эта обувь не отличалась долговечностью и очень быстро стаптывалась, надо было постоянно изготавливать новую, вплоть до нескольких пар за неделю. Чем прочнее был материал, тем качественнее получалась обувь, поэтому умельцы очень тщательно подходили к его выбору. Самым лучшим считалось лыко, получаемое от деревьев не моложе 4 лет. Порядка трех деревьев надо было ободрать, чтобы получить достаточно материала для одной пары. Это был длительный процесс, который отбирал много времени, а в результате получалась обувь, которая в любом случае скоро приходила в негодность. Вот что такое лапти на Руси.

Особенности

Некоторые умельцы умудрялись делать лапти, используя сразу несколько материалов. Иногда они были разных цветов и с различным орнаментом. Примечательно, что оба лаптя были абсолютно одинаковыми, не было различия между правым и левым.

Несмотря на то, что сам процесс изготовления подобной обуви не был сложным, людям все равно приходилось делать очень много лаптей. Зачастую этим занимались мужчины в зимний период, когда было меньше работы по хозяйству. "лапти" подразумевает под собой просто плетеную обувь, однако это абсолютно не отражает все ее особенности. Так, чтобы надеть их, сначала надо было использовать специальные холщовые портянки, а потом завязывать их специальными кожаными подвязками.

Сапоги

Более долговечным видом обуви в это время были сапоги, которые были намного более прочными, красивыми и, кроме того, удобными. Однако далеко не все могли себе позволить такую роскошь, они были доступны только обеспеченным людям, которым не доводилось почувствовать на себе, что такое лапти. Сапоги делали из кожи или ткани, праздничные украшали вышивкой, шелком и даже различными красивыми камнями. Они были намного наряднее обычных, в повседневной жизни люди чаще носили простые сапоги без каких-либо украшений, поскольку это намного более практичное решение.

Итог

В современном мире очень сложно судить о тяжестях жизни в деревне в XIX веке на Руси, однако осознание того, что такое лапти и сколько проблем приходилось преодолевать крестьянам, просто чтобы изготовить обувь, может показать людям, насколько сложной была жизнь раньше. Они были довольно непрактичны и очень быстро снашивались, однако у бедной прослойки населения не было выбора, им приходилось в холодные зимние вечера собираться у плиты и делать лапти для всей семьи, а иногда даже и на продажу.

24.07.2016 0 10912


Почему-то лапти считаются чисто русским видом повседневной обуви. Но это далеко не так. Конечно, в разных странах их плели по-разному и не только из лыка. Но сам принцип плетения обуви использовали карелы, финны, мордвины, татары, чуваши. Похожий вид обуви был также у японцев (варадзи), индейцев Северной Америки и даже австралийских аборигенов.

По названию лаптей - этой легкой и дешевой обуви - получили свое прозвище участники средневековой крестьянской войны в Норвегии. Они носили лапти из бересты, за что их и окрестили биркебейнерами («березовоногими» или «лапотниками»).

Дешево и сердито

Почему же лапти получили такое распространение на Руси? Прежде всего, они были дешевле добротной кожаной обуви. Плели лапти чаще всего из липового лыка, которого в лесу можно было заготовить в огромном количестве.

Конечно, лапти были менее долговечной обувью, чем сапоги. Недаром русская пословица гласила: «В дорогу идти-пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более 10 дней, а летом в самую страду крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал около 50-60 пар лаптей.

Техника плетения лаптей в каждом из регионов России была своя. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение - «косую решетку», тогда как в западных районах предпочитали прямое плетение, или «прямую решетку».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что знающий человек мог сразу определить - из каких краев мастер. Причем в каждой местности был и свой материал, из которого плели лапти, и «фасон».

Например, для Москвы и прилегающих к Первопрестольной губерний характерны были лапти, плетенные из лыка, с высокими бортами и округлыми головками (носками). Северный, или новгородский, тип лаптей чаще всего плели из бересты, с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Часто лапти получали название по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя порой для особо зябких количество лык доходило до 12. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Для праздников - «на выход» - предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Лапти носились с портянками, или, как их еще называли, онучами. От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шел лыковый шнурок, который крепился внизу и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Лыковая индустрия

Чаще всего крестьяне сами изготавливали для себя лапти. Редко кто в деревенской среде не умел плести подобную обувь. Но были села, где лапти изготовляли не только для своих нужд, но и на продажу.

Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губерниии. Лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями.

Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки. Поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда и известное народное выражение «ободрать как липку»).

Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык -от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом - получалось приблизительно 300 пар лаптей. Таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десятка пар в день.

Порой изготовление лаптей ставилось, если можно так выразиться, на «индустриальные рельсы». Так, в конце XIX века в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии этим делом занималось до 300 человек, причем каждый из них в зиму заготовлял около 400 пар лаптей. В селе Семеновском, неподалеку от Кинешмы, про- * изводили лаптей на 100 тысяч рублей. А из села Мыт Шуйского уезда Владимирской губернии отправлялось в Москву до полумиллиона пар лаптей.

Сейчас лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей, но некоторые артели продолжают изготовлять их - на продажу в качестве сувениров.

Виктор ЦВЕТКОВ

Одним из самых распространенных видов обуви на Руси были лапти. Изготовить их можно практически из любых материалов. Любой крестьянин мог сделать лапти для себя и своей семьи. Плюсы их очевидны: они «дышат», не натирают ногу, в них нельзя набить мозоли. А праздничные расписные лапти были еще и красивы. Единственный их минус – малый срок службы. Лыко достаточно быстро изнашивалось и протиралось. Лапти приходили в негодность за 3–4 дня.

Лапти из лыка

Как плели лапти в старину

Лапти всегда зависели от того, в каком месте они были созданы. Внешне отличить обувь из различных губерний можно было по типу плетения и материалов. Их плели из всех видов коры, пригодных к вязанию, но более прочих ценились лапти из липового лыка. В северных областях употребляли бересту, на юге можно было встретить обувь из вяза, дуба. Самыми дешевыми считались модели из ивы. Названия каждого вида лаптей шло от материала: вязовики, ракитники, волосяники.Еще один вид повседневных лаптей – ступни. В них удобно было работать во дворе, так как они легко надевались на босую ногу и не требовали подвязывания. Такие лапти стояли у порога избы и позволяли быстро выйти в сенник, хлев или курятник.

Русские лапти


Существовало несколько типов плетения лаптей: прямая решетка, косая решетка, рачки (редкое плетение для дождливой погоды). Лапти делились по количеству лык, которые были использованы при изготовлении – 5, 6 или 7. Чем больше полос, тем плотнее решетка и теплее обувь. Для лучшей теплоизоляции подошву подбивали кожей или проплетали лапти в два слоя. Такие приемы не только утепляли модели, но и делали их более прочными и красивыми.

Кроме того, что лапти были повседневной обувью крестьянства, существовали праздничные модели, которые украшались различными способами. Их плели из лучшего лыка, разрезанного на более мелкие полосы, чтобы создать неповторимый узор. При изготовлении в них вплетали раскрашенные полосы, цветные нити – материалы зависели от фантазии и опыта мастера. Такая обувь была в цене и надевалась только в особых случаях – на свадьбу или большие престольные праздники, а также на ярмарку или в город.

Кто и когда носил лапти?

Первые упоминания о лаптях датируются X в. Уже тогда крестьяне заготавливали обувь не только для личного использования, но и для обмена, ведь не во всех областях росли подходящие деревья и были мастера. Так эта обувь распространилась на территории, обжитой славянами и стала традиционной для них.

Крестьянство ценило все положительные качества лаптей, ведь им приходилось целыми днями проводить в поле, где удобство обуви имеет особое значение. Качественные лапти не натирали ноги, быстро просыхали в дождливую погоду, а их стоимость была настолько мала, что их могли позволить себе даже беднейшие земледельцы. Практически в каждой семье мужчины умели плести лапти, мальчишки учились этому с детства. В то время как среди земледельцев лапти были излюбленной обувью, ремесленники и городские жители практически их не носили, да и сделать их в городе было негде. Поэтому столь популярная крестьянская обувь не получила распространения в больших поселениях. На протяжении многих веков, вплоть до начала XX в. лапти считались не только удобной обувью, но и символом Руси, ведь славяне, в своей массе, жили в деревнях и работали с землей.

Лапти в наше время

Сейчас лапти можно встретить только в сувенирных лавках. Настоящих мастеров практически не осталось, и обувь в ее традиционном виде, пригодную для ношения найти непросто. Зато существуют аналоги лаптей из различных материалов: из рафии, бересты, сосновых игл и даже из газетных трубочек. Дизайнеры создают множество интересных и красочных моделей из разных волокон, обладающие прочностью и интересной фактурой.

Сувенирные лапти из газетных трубочек

Лапти

Лапти (бахилы) лыковые

Мужик плетёт лапти. Лубок XVIII (?) века.

Сходный вид обуви применяли североамериканские индейцы. Сандалии XII века

Ла́пти (ед. ч. - ла́поть ) - низкая обувь , распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х , сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) , берёсты или пеньки . Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей . Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Лапти, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов , карелов , мордвы , татар , украинцев , финнов , чувашей . Сходный вид обуви применяли и японцы , и североамериканские индейцы , и даже австралийские аборигены .

История

Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет » (XII век). Описывая победу киевского князя Владимира Красного Солнышка, летописец цитирует одного из воевод:, который, глядя на пленников, одетых в сапоги, якобы сказал: «Эти не захотят быть нашими данниками; пойдём, князь, поищем лучше лапотников».

Нижеприведённое описание основывается на статье из энциклопедии Брокгауза и Ефрона (нач. XX века) :

Лапти в XIX веке плели из лыка, с помощью железного крючка, называемого кадачем , и деревянной колодки. Иногда, как, например, в Полесье , Л. состояли только из одной подошвы , в большинстве же случаев им придавали форму башмака , и тогда оплетали лыком верх передней части колодки и приделывали задники. Свободные концы лык загибали снова внутрь и закрепляли, отчего края отверстия получали ровность и не натирали ноги. По краям отверстия приделывали из тех же лык ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки ремней стягиванием последних можно было бы сузить отверстие и тем самым прикрепить лапоть к ноге. Лучшим материалом для лаптей считалось липовое лыко , сдираемое с молодых, не толще 1½ вершков, липок и отличающееся крепостью. В северных губерниях за неимением липы лыко драли с березы; такое лыко малопрочно, и лапти из него носятся не более недели. Лозовое лыко употреблялось только в Полесье . Длина липового лыка большей частью 3 аршина; на пару лаптей идет 32 лыка, а одна липка дает 3-4 лыка, так что на пару лаптей нужно 3-4 деревца. Так как большинство жителей северной и восточной России носило лапти, то и потребление березового и липового лыка и связанное с ним истребление молодого леса было очень велико. Точного учета производства лаптей не было; значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями, большей частью старейшими членами семейств, к другой работе уже малоспособными. Иногда, впрочем, производство лаптей получало значительную концентрацию; так в конце XIX века, в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии, этим делом занималось до 300 человек, причем каждый в зиму заготовлял до 400 пар лаптей. В селе Семеновском, близ Кинешмы , производили на 100 тыс. руб. лаптей., расходящихся по всей России. Из села Мыть Шуйского уезда (Владимирской губернии) отправлялось в Москву 500 тыс. пар лаптей.

Типичные виды лаптей, и способы изготовления

Чуни - лапти из верёвок (аналог пеньковых).

Лапоть м. лапоток; лаптишка, лаптища м. постолы южн. зап. (немецк. Basteln), короткая плетеная обувь на ножную лапу, по щиколодки, из лык (лычники), мочалы (мочалыжники, плоше), реже из коры ракиты, ивы (верзки, ивняки), тала (шелюжники), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тонких корней (коренники), из драни молодого дуба (дубачи, чрнг.), из пеньковых оческов, разбитых ветхих веревок (курпы, крутцы, чуна, шептуны), из конских грив и хвостов (волосянники), наконец из соломы (соломенники, кур.). Лычный лапоть плетется в 5-12 строк, пучков, на колодке, кочедыком, коточиком (железный крючок, свайка), и состоит из плетня (подошвы), головы, головашек (переду), ушника, обешника (каймы с боков) и запятника; но плохие лапти, в простоплетку, без обушника, и непрочны; обушник или кайма сходится концами на запятнике, и связываясь, образует оборник, род петли, в которую продеваются оборы. Поперечные лыка, загибаемые на обушнике, называются курцами; в плетне обычно десять курцев. Иногда лапоть еще подковыривают, проходят по плетню лыком же или паклею; а писаные лапти украшаются узорною подковыркою. (Словарь Даля)

В русском фольклоре и культуре

Сейчас лапти часто занимают центральное место в экспозициях некоторых музеев , используются на эстраде и в спортивной жизни. Например, в городе Суздаль в 2007 году с успехом прошел «Спортивный праздник Лаптя» , который в 2008 году приобрел статус международных состязаний. А известный Костромской музыкант и танцор Игорь Белов использует лапти в одном из своих зрелищных номеров «Чечетка в лаптях и с баяном» . Плетение лаптей - как развивающее мелкую моторику у детей - используется в детских образовательных учреждениях, а сами лапти - в детских и взрослых фольклорных ансамблях.

См. также

  • Брыль - соломенная шляпа с прямыми широкими полями. Элемент традиционной мужской одежды в Белоруссии и на Украине.
  • Strohschuh (строшу)-Традиционная швейцарская обувь из соломы.

Плетение соломенных швейцарских «лаптей»

Примечания

Ссылки

  • И. И. Звездин, «Лапотный промысел в Бакшееве, Малой Поляне, Румстихе и Березниках» «Нижегородский сборник» под редакцией А. С. Гациского , Том 7. (1880-ые годы). (Современный Дальнеконстантиновский район Нижегородской области)
  • § 98. Обувь - Глава VI «Одежда и обувь» книги Д. К. Зеленин. «Восточнославянская этнография»

Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная Россия".

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или "прямуя решетку". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время. Главные инструменты для плетения лаптей - кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет".

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение "ободрать как липку".

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: "В дорогу идти, пятеры лапти сплести". Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

http://balamus.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=346:lapti&catid=41:kraa&Itemid=62